Плацдарм для внедрения иных управленческих технологий.

12345

Процессное управление возникло достаточно давно, в середине прошлого века. Но оно до сих пор не утратило своей актуальности. Связано, это с тем, что активно внедрять его начинают предприятия, переходящие из стадии роста в стадию зрелости. Одни бизнесы исчезают, другие создаются. Все они, так или иначе, развиваются по одним и тем же законам, поэтому в определенный этап времени любое народившееся предприятие рано или поздно столкнется с необходимостью внедрения процессного управления. Именно поэтому можно констатировать, что как технология процессное управление вряд ли утратит свою актуальность.

Более того, не применять процессное управление означает сдерживать или не в полной мере реализовывать основные современные управленческие технологии. В обоснование этого приведем лишь несколько примеров.

Так технология Сбалансированная система показателей (стратегическое планирование) рекомендует предприятиям разрабатывать показатели для внутренних бизнес-процессов. Но спрашивается, если предприятие не имеет даже представления о том, что такое процессы, может ли она с должной эффективностью разработать данные показатели, а самое главное достичь их?

Технология Бережливого производства предлагает избавиться от всех видов потерь и выполнять только ту работу, которая создает ценность для клиента. Тем самым достигается минимизация сроков исполнения заказа, снижается себестоимость, что позволяет предлагать услуги или продукцию предприятия по более удобным для него ценам, не снижая прибыльности бизнеса. Первым шагом в этой концепции предлагается создать карты потоков, которые могут рассматриваться как схемы процессов. И вот в этих схемах нужно исследовать различные показатели, характеризующие качество потраченного рабочего времени и избавиться от всех непроизводственных затрат времени. А для этого надо пересмотреть стандарты и регламенты работы. Что, спрашивается, пересматривать, если их и в помине нет?

Технология Шесть сигм советует начать внедрение с определения процессов и их этапов. Для каждого этапа необходимо предусмотреть показатели качества и начать исследования сложившегося уровня качества. Также для каждого этапа процесса следует определить возможные виды дефектов. Определив все это, можно приступать к следующему шагу – исследование процессов на предмет того, в следствие чего возникают или могут возникнуть дефекты. На основании проведенных исследований можно приступать к встраиванию в процессы дополнительных инструментов контроля, предупреждающих о возможном дефекте, а также к пересмотрам стандартов работы.

Список можно продолжать, но есть ли в этом смысл? В основе всех технологий улучшения деятельности предприятия, лежит изучение протекающих на нем процессов.



В заключение упомянем лишь еще один факт. Стандарты серии ИСО, регламентирующие требования к системам менеджмента качества предприятия и вовсе выставляют одно из главных требований: предприятие, внедряющее систему менеджмента качества, обязано выделить процессы и регламентировать их тем или иным способом.

Кстати, по оценкам специалистов, процессное мышление становится одной из пяти ключевых компетенций менеджеров XXI века, так как позволяет мыслить пространственно и причинно-следственно.

На основании вышеизложенного можно сделать следующий вывод: те предприятия, которые не приступили к внедрению процессного управления либо еще находятся на первоначальных стадиях развития бизнеса, либо их системы управления представляют собой системы «ручного» управления бизнесом середины прошлого века.

Проблемы.

Безусловно, как и у каждой инновации, при внедрении процессного управления есть верные сторонники и яростные противники. И естественно, что проекты по внедрению процессного управления не проходят гладко. Не будем останавливаться на таких проблемах, как отсутствие воли руководства, сабботаж «старых и опытных» кадров, безынициативность работников и прочее. Об этом очень подробно и много пишут. Остановимся на организационных проблемах.


8238363640332096.html
8238386524468345.html
    PR.RU™