Деятельность выдающихся дидактов, их основные творческие достижения.

Дидактика – теоретическая и одновременно нормативно-прикладная наука. Ее основой является общая теория образования, основы этой теории являются основополагающими для всех воспитательно-образовательных наук.

Объектом изучения дидактики являются реальные процессы обучения.

Можно выделить три принципиально отличающиеся между собой дидактические концепции:

1) традиционная (Я.А. Коменский, И. Пестолоцци, И. Гербарт);

2) педоцентрическая (Д. Дьюи, Г. Кершенштейн, В. Лай);

3) современная дидактическая система (П. Гальперин, Л. Занков, В. Давыдов, К. Роджерс, Брунер).

Современную дидактическую концепцию создают такие направления, как программированное, проблемное обучение, развивающее обучение (П. Гальперин, Л. Занков, В. Давыдов), гуманистическая психология (К. Роджерс), когнитивная психология (Брунер), педагогическая технология и педагогика сотрудничества.

Заслуга же Я.А.Коменского заключается в том, что он дал обоснование теории обучения с точки зрения природосообразности, показал содержание, формы, методы и организацию обучения, а также деятельность учителя и уча- щихся как систему. Поэтому вполне справедливо утверждение ученых-комениологов о том, что Я.А.Коменский является от- цом научной дидактики.

Широкое толкование дидактики, по Я.А.Коменскому, продол- жалось еще полтора века. В последующем, и особенно в конце XVIII и в XIX в., дидактика развивалась в разных направлениях.

И.Г.Песталоцци (1746-1827), швейцарский педагог, стал ос- новоположником методики начального обучения. Он известен также своей идеей элементарного1 обучения.

И.Ф.Гербарт (1776-1841) немецкий ученый -философ, пси- холог и педагог в своей педагогической системе центральное место отвел теории обучения, т.е. дидактике. Он развивал идею воспитывающего обучения: в его процессе решаются и специ- фические задачи обучения, и развивается многосторонний ин- терес, в том числе нравственный, эстетический, религиозный и другие. Он разработал теоретические основы дидактики с пози- ции ассоциативной психологии.

Эндрю Белл (1753-1832) — английский священник и пе- дагог, а также Джозеф Ланкастер (1778-1838) — английский педагог — основатели, организаторы и практики системы вза- имного обучения, получившей распространение в Англии, Ин- дии, Франции, Дании, США, России и других странах. По этой системе более успевающие ученики под руководством учителя вели занятия с другими учениками (об этом подробнее изложе- но в следующей лекции)2 .

А.Дистервег (1790-1866) — учитель немецких учителей, подробно разработал принципы и правила обучения как обще- дидактическую теорию, а также и методики преподавания от- дельных учебных предметов



Большой вклад в теорию и практику обучения и образования внес крупный американский ученый-философ, педагог Джон Дьюи (1859-1952). Он разработал идею развития у учащихся интеллек- туальных способностей через практическую деятельность.

В развитие дидактики определенный вклад внесли многие зарубежные педагоги XX столетия: Б.Блум (1913, США), раз- работавший таксономию целей в познавательной области; Д.Бру- нер (1915, США) — труды в области процесса обучения; Н.Бен- нет (Великобритания) — характеристика стилей преподавания; Ч.Куписевич (1924, Польша) — проблемное обучение, програм- мированное обучение, педагогическое управление самообразо- ванием, технология образования, история дидактики; В.Оконь (1914, Польша) — проблемное обучение, общая дидактика; С.Фре- не (1896-1966, Франция) — идея приспособления школы к ре- бенку, которое активизирует его жизненную энергию, ребенок имеет свободу выбора направления знаний. Можно бы назвать таких же видных и других педагогов, которые внесли вклад в развитие дидактики

К числу видных педагогов-дидактов России XIX и XX века безусловно относятся К.Д.Ушинский (1823-1870), Н.А.Корф (1834-1883), Н.Ф.Бунаков (1837-1904), К.Ф.Каптерев (1849-1922), В.П.Вахтеров (1853-1924) и др. Известные дидакты советского времени — это Ш.И.Ганелин (1894-1974), Д.О.Лордкипанидзе (1905), Б.П.Есипов (1894-1967), М.А.Данилов (1899-1973), М.Н.Скаткин (1900-1991), И.Я.Лернер (1917-1996), Ю.К.Бабанс- кий (1927-1987), М.И.Махмутов (1926) и многие другие. Все они, а также неназванные дидакты внесли лепту в развитие теории обучения. В последние годы появились имена новых дидактов, продолжающих исследования общей и частных дидактик.


48. Педагогический эксперимент и его основные этапы

Сущность этого метода заключается в инициировании исследователем процессов и явлений в конкретных условиях В сфере педагогических исследований это обеспечивает наиболее достоверные результаты

зависимости от цели исследования различают следующие виды педагогического эксперимента: констатирующий - изучение имеющихся педагогических явлений; перевирювальний, уточняющий - проверка гипотезы, созданной в проце ЭСИ осознание проблемы; творческий, преобразующий, формирующий - конструирование новых педагогических объявления.



Педагогический эксперимент позволяет искусственно отделить исследуемое явление от других, целенаправленно изменять условия педагогического воздействия на воспитанников, повторять педагогические явления в примерно одинаковых вых условиях, поставить исследуемое явление в условия, которые подвергаются контрол.

Этот метод является комплексным, поскольку предполагает сочетание наблюдения, беседы, анкетирование, создание специальных ситуаций и т.д.

Эксперимент (от лат. experimentum - проба, опыт) - метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности

н может быть констатирующим, устанавливающим только реальное состояние дел в педагогическом процессе, или преобразующим, когда проводится целенаправленная организация эксперимента для определения условий (методов, форм и содержания образования) развития личности школьника или детского коллектива.

Преобразующий эксперимент требует наличия экспериментальных и контрольных групп. В экспериментальных группах учебно-воспитательный процесс организуется в измененных условиях, в контрольных же группах - в обычных, неизменных условиях. Сравнение результатов деятельности учащихся и педагогов в этих группах при прочих равных условиях позволяет сделает вывод об эффективности или неэффективности проводимого эксперимента.

Контрольный эксперимент организуется для проверки степени достоверности тех результатов, которые получены при проведении констатирующего и преобразующего, а также лабораторного экспериментов. При этом дублируется уже состоявшийся эксперимент (повторный эксперимент) или осуществляется замена экспериментальной группы на контрольную и наоборот (перекрестный эксперимент).

Пилотажный(предварительный) эксперимент имеет целью проверить уровень проработанности и качество методики эксперимента. Для этого эксперимент проводят сначала в сокращенном варианте. После этого, если необходимо, отдельные звенья эксперимента корректируются и он затем проводится в полном объеме.

Выделяют следующие этапы эксперимента:

- теоретический (постановка проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования, его задач и гипотез);

- методический (разработка методики исследования и его плана, программы, методов обработки полученных результатов);

- собственно эксперимент – проведение серии опытов (создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление опытом и измерение реакций испытуемых);

- аналитический – количественный и качественный анализ, интерпретация полученных фактов, формулирование выводов и практических рекомендаций.

В заключение подчеркнем, что методы педагогического исследования используются в комплексе, уточняя и дополняя друг друга.


49. Педагогическое общение. Виды, формы, субъекты педагогического общения. Виды и цели общения педагога с обучающимися. Роль общения преподавателя с обучающимися в учебно-воспитательном процессе.

Общение– важнейший профессиональный инструмент педагогической деятельности. Речевое общение является одним из основных средств воспитания и развития школьников, становясь в деятельности учителя педагогическим общением. Оно осуществляется в профессионально значимых формах взаимодействия с учащимися. Общение воспитателя и школьников обусловлено их социальными ролями: учитель воспитывает, учит, развивает, ученик учится, воспитывается и т.п.

Педагогическое общение – это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата.


8237761712417565.html
8237819880677947.html
    PR.RU™