Деловые циклы Й. Шумпетера

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

Исследуя экономические изменения в факторах производства, Й. Шумпетер предложил схематическую картину сложной циклической модели. Толчок развитию дают не только внешние факторы, но и внутренние, которые изнутри взрывают равновесие рыночной системы (хозяйственного кругооборота). Этими внутренними факторами становятся новые производственные комбинации, которые и определяют динамические изменения в экономике. Принципиально новыми комбинациями факторов производства названы следующие: ,создание нового продукта;использование новой технологии производства использование новой организации производства;открытие новых рынков сбыта;открытие новых источников и видов ресурсов.

Новые комбинации факторов производства получили название нововведений. В терминологии Шумпетера «нововведение» не является синонимом слова «изобретение», поскольку предпринимательская деятельность связана с применением уже имеющихся средств, а не с созданием новых.

Нововведения, реализуемые в разные сроки, приводят к различным изменениям, проявления которых усложняются на фоне крупного экономического подъема. Шумпетер учитывал одновременно несколько синхронных движений и создал теорию мультицикличности, деловые циклы Шумпетера для описания всех явлений определяются волновыми колебаниями,

В каждый большой цикл конъюнктуры входит несколько средних циклов, а в каждый средний несколько коротких циклов.

Причиной динамических изменений, согласно модели Шумпетера, является вторжение новатора, который как предприниматель энергично отвлекает факторы производства от существующих каналов, открывает начало новой динамической фазе. Благодаря активности в инновационной деятельности создаются новые ценности, происходит технический прогресс в средствах производства.

Новатор-предприниматель нуждается в финансовых ресурсах на осуществление нововведений. Кредит предоставляют банки, в результате происходит перераспределение ресурсов. Процентная ставка, по которой происходит привлечение инвестиций инноваций в инновационную деятельность, является ценой, уплаченной за приобретение новых средств производства. Новатор-предприниматель выходит на рынок и нарушает равновесные соотношения цены, издержек и доходов. Следовательно, инвестирование выступает как неотъемлемая часть инновационной деятельности.

Нововведения представляют собой основу конкуренции нового типа в отличие от ценовой конкуренции. Шумпетер называл ее эффективной конкуренцией. В свою очередь, продуктовые нововведения создают временную монополию нового товара или эффективную монополию, которая является естественным элементом экономического развития. Появилась возможность преодоления кризисов и спадов в промышленном производстве за счет инновационного обновления капитала через научно-технические, технологические, организационно-экономические и управленческие нововведения.



8232815256867430.html
8232842370564788.html
    PR.RU™