Инновационный менеджмент США

В компаниях США затраты на разработку новой продукции распределяются следующим образом (% сметных затрат):[17]

· Фундаментальные (базисные) исследования................................................. 3 - 6

· Прикладные разработки................................................................................. 7 - 18

· Подготовка технологического оборудования и строительство новых предприятий................................................................................................... 40 - 60

· Организация сбыта (включая рекламу, стимулирование продаж, сбытовую сеть, товародвижение).................................................................................. 10 - 27

В американской компании "Дженерал моторс"[18], несмотря на мощную научно-исследовательскую базу, руководство научно-исследовательскими подразделениями до недавнего времени было ограничено в выборе направлений НИОКР.[19] Это во многом объяснялось тем, что на первое место выдвигались производственные и финансовые проблемы. Научно-исследовательским подразделениям отводилась роль "устранителей неисправностей", а не создателей новой продукции. "Дженерал моторс" в последние годы осуществила кардинальную перестройку своей сложной и малоэффективной структуры управления.[20] Из пяти производственных отделений были образованы две группы: по выпуску крупных автомобилей и малолитражных автомобилей. Это потребовало создания новой информационной системы, включающей банки данных информации с использованием компьютеров, системы телекоммуникаций. Для реализации таких задач была приобретена фирма "Электроник Дейта системз". В 1985г. в структуре "Дженерал моторс" была создана проектно-целевая группа по разработке новой модели малолитражного автомобиля "Сатурн". Начало было положено в 1982г. инженерным проектом такого автомобиля. Проводя реорганизацию структуры управления, "Дженерал моторс" ориентировалась как на новые формы организации разработки новых моделей, так и на создание новой системы сквозного управления, предполагающей развитие горизонтальных взаимосвязей между подразделениями, перестройку сбытовой сети, введение новых принципов в систему заработной платы и стимулирование персонала.

Проект "Сатурн" фирмы "Дженерал моторс" предусматривал, что завод "Сатурн" получает оперативную самостоятельность, его работники переводятся на оклад, составляющий 80% суммы, обычно получаемой членами профсоюза автомобилестроителей на других предприятиях "Дженерал моторс". Кроме того, они могут получить оставшиеся 20% и более в зависимости от прибыли завода, распределяемой по прогрессивной системе. Сам автомобиль и система его производства были сконструированы совместно "Дженерал моторс" и профсоюзом автомобилестроителей. Около 100 специалистов из "Дженерал моторс" и профсоюза собирались летом 1983г., чтобы разработать новую американскую систему производства, основанную на лучшем мировом опыте. Создатели "Сатурна" построили проект не в виде пирамиды, а как систему концентрических кругов, в центре которой находятся комплексные бригады в 15-20 человек. Бригады координируют работу и обслуживаются группой руководителей компании и профсоюзных деятелей, стоящих во главе отделения. Отделение поддерживается другим кольцом - производственными наблюдательными комитетами, которые координируют процесс производства в целом и отношения с поставщиками. Внешнее кольцо представлено совместным комитетом профсоюза и фирмы, стратегическим наблюдательным комитетом, определяющим направление развития всей организации.



Сегодня США стремятся к обеспечению лидерства на всех направлениях научных знаний, укреплению связей между фундаментальными науками и национальными целями, развитию эффективного партнерства между государством, промышленностью и академическими кругами, подготовке ученых и инженеров особо высокого класса для Америки XXI века. Все это предпринимается на фоне повышения уровня научно-технических знаний населения страны.[21]

По мере усиления международной конкуренции стратегия научно-технологической политики США подвергается радикальной перестройке.[22] Для обеспечения лидерства США в мировой науке и технологиях и преодоления растущей иностранной конкуренции как на мировом, так и на внутреннем технологическом рынке широко раздвигаются границы технологической доктрины «разделения ответственности» о роли государства и рынка в НТП. С середины 90-х гг. государство в равной мере с частным капиталом (промышленностью) обязано финансировать создание новейшей гражданской технологии, отвечающей мировым стандартам, конкурентоспособной на внутреннем и мировых рынках с Японией и странами Западной Европы. Одним из главных приоритетов политики США стало поощрение научно-технического прогресса. Фундаментальные достижения в области знаний официально признаны в качестве основы экономического роста, поскольку согласно имеющимся в США оценкам на 1 доллар, вложенный в НИОКР, приходится 9 долл. роста ВВП. В послании конгрессу «Наука и технология: формируя ХХI столетие» в 1997 г. президент Клинтон провозгласил: «Сегодня мы движемся в век технологий, информатики и глобальной конкуренции». Задача развития науки и технологий приобрела жизненно-важное значение для достижения национальных целей. «Передовая технология всегда была сердцем конкурентных преимуществ Америки и сегодня технологическое лидерство понимается как разрыв между успехом и неудачей в новой глобальной экономике».



Роль правительства США отныне сконцентрирована на поддержке перспективных гражданских технологий будущих поколений, несущих в себе будущее научно-технического потенциала страны в XXI веке. Это приоритетное направление государственной научно-технологической политики наравне с крупными военно-техническими программами. Государство должно дополнять рынок, поскольку «рынок лучше функционирует в институциональной среде, которая определяет правила свободной конкуренции». Признавая важность, а зачастую и полную незаменяемость рынком государственной поддержки НТП, две политические партии США сегодня разрабатывают подходы к обеспечению широкого общественного консенсуса в отношении практических принципов распределения государственных средств на проведение исследований и разработок в приоритетных для национальной экономики направлениях. Сегодня мы видим двухпартийное единство в отношении того, что только широкий национальный диалог, соединяющий вместе исполнительное и законодательное крыло государственной власти с частным сектором и американскими университетами, может принести реальные результаты. Соединенные Штаты Америки вступили в третье тысячелетие на пике своего могущества. В основе этого лежат:[23]

· стабильность и устойчивость американской политической системы;

· эффективный механизм экономического роста и научно-технического прогресса и широко развитая система социального обеспечения;

· сбалансированная военная мощь;

· господствующее положение в системе международных институтов.

Экономический бум 90-х гг. объясняется технологическими изменениями в обществе — инновациями, приведшими к появлению новых и улучшенных производственно-потребительских продуктов и услуг с меньшими затратами ресурсов.[24] Технологические изменения затронули область торговли (Интернет-торговля), банковскую сферу и производство продуктов питания и лекарств с заданными свойствами (новейшие биотехнологии), позволили расширить уровень автоматизации в промышленности (промышленные роботы), создали новые формы досуга (например, развлекательные системы, использующие цифровые видеодиски), а также привели к появлению новых методов проведения самих научных исследований (например, создание виртуальных лабораторий). Американские эксперты в области науковедения считают, что многие инвестиции, сделанные в развитие новых технологий 90-х гг., так оживившие экономику США, являются лишь «прелюдией» к дальнейшему прогрессу науки и технологий.

Сегодня в конкурентной борьбе выигрывает тот, кто не только быстрее и качественнее производит новые знания и технологии, но тот, кто быстрее сможет воплотить их в конкретный продукт и выйти с ним на мировой рынок. Именно в плане сопоставления уровней инновационной способности нации, отдельных отраслей и компаний следует рассматривать сегодня угрозы американскому лидерству в мире. Органами государственного регулирования инновационной деятельности в США являются:

· Американский научный фонд (курирует фундаментальные исследования);

· Американский научный совет (курирует промышленность и университеты);

· НАСА

· Национальное бюро стандартов;

· Министерство обороны;

· Национальный центр промышленных исследований;

· Национальная академия наук;

· Национальная техническая академия;

· Американская ассоциация содействия развитию науки.

Последние четыре структуры имеют смешанное финансирование, остальные — из федерального бюджета. Источники финансирования: около 50% — частные фирмы и организации. 46% — федеральное правительство (на основе конкурсов), остальное— университеты, колледжи, неправительственные организации.[25] Государство стимулирует создание венчурных фондов и исследовательских центров. По представлению Национального научного фонда США наиболее эффективные исследовательские центры и венчурные фонды могут первые 5 лет полностью или частично финансироваться из федерального бюджета. Самые эффективные и наукоемкие исследования государство финансирует полностью из-за их сложности, высоких издержек, риска, сильной международной конкуренции. В США существует практика бесплатной выдачи лицензий на коммерческое использование изобретений, запатентованных в ходе бюджетных исследований и являющихся собственностью федерального правительства. Существенный элемент прямой поддержки инновационных процессов — формирование государственной инновационной инфраструктуры.

Государство может создавать сети центров распространения нововведений и консультационных центров, оказывающих деловые услуги инноваторам. Государство способствует формированию рынка инноваций и само выступает его агентом. Государственные органы призваны осуществлять мониторинг и прогнозирование инновационных процессов в стране и за рубежом, а часто и поиск наиболее эффективных передовых технологий для широкого внедрения. Особое место занимает государственная экспертиза инновационных проектов, поскольку отдельным организациям, осуществляющим нововведения, трудно оценить все их возможные эффекты в общеэкономическом масштабе. Особенностью государственной инновационной политики США является также низкая «ведомственная» концентрация решений по выработке и реализации инновационных проектов. В США большое внимание уделяется прогнозированию, стандартизации, оптимизации управленческого решения, государственной экспертизе инновационных проектов, ведению государственной статистики инноваций, отработан механизм развития внутренней и международной конкуренции, антитрестовское законодательство действует уже более 100 лет.

Американские компании вкладывают в ИР за рубежом сумму, примерно равную той, что вкладывают в США филиалы зарубежных ТНК. По данным на 1996 г. эти суммы составили, соответственно, 14,2 млрд и 15 млрд долл. В 1989 г. этот баланс был негативным для США, т.е. они расходовали на ИР за пределами страны больше, чем вкладывалось в стране. Наиболее активно такой двусторонний процесс идет с компаниями из Европы, Юго-Восточной Азии и Канады. Незначительны ИР затраты американских компаний в Латинской Америке, их практически нет в Африке. Темпы роста затрат на зарубежные ИР в1985—1996 гг. были вдвое выше темпов роста внутренних затрат. В соответствии с данными министерства торговли США, в настоящеевремя функционируют 186 зарубежных исследовательских организаций,принадлежащих американским компаниям. Япония лидируеткак площадка для зарубежных ИР США, за ней следуют Великобритания, Канада, Франция и Германия. Наибольшее число исследовательских подразделений американских корпораций обслуживают зарубежные производства в автомобильной промышленности (32), выпуске лекарств (28), компьютеров (25) и химических продуктов.[26]

Таблица 5. ИР-организации американских ТНК за рубежом, 1997 г.

Исторически первой иностранной лабораторией на территории США был Институт молекулярной биологии, основанный в 1921 г. швейцарской фирмой «Хоффман-Ла Рош» (он существует до сих пор).

Затем уже перед Второй мировой войной американская лаборатория

была создана компанией «Филипс». В 50—60-е годы процесс приобрел двусторонний характер, по мере расширения деятельности американских

корпораций в Европе.

В 1992 г. в США насчитывалось 255 ИР-отделений зарубежных компаний (включая только филиалы с иностранной собственностью более 50%). В 1998 г. их число достигло 715. Они принадлежат 375 ТНК из 24 стран мира (табл.). По методологии данного обследования включены ИР-организации, располагающие собственным научным бюджетом, размещенные в отдельно стоящем здании, отделенном от помещений другого назначения (производственных или сбытовых). Таким образом, исключаются данные по ИР-отделам или другим небольшим подразделениям филиалов зарубежных компаний в США.

Значительная часть прироста зарубежных ИР в США в 1992—1998 гг. объясняется многочисленными сделками по приобретению американских компаний канадскими и европейскими фирмами, особенно в области фармацевтики и биотехнологии, где компании традиционно имеют высокий уровень научных затрат.

Наибольшее число ИР-организаций (251) принадлежит японским компаниям, преимущественно в электронике и автомобилестроении, Германии — 107, Великобритании — 103, Франции и Швейцарии — по 40.

Таблица 6.

Зарубежные научно-исследовательские организации в США, по странам и отраслям, 1998г.

Результаты глобализации ИР можно оценить по данным патентной статистики: чем больше иностранных патентов регистрируют корпорации, тем выше уровень их технологического потенциала и интеграции в глобальную инновационную сферу. Иностранные патенты составляют примерно половину всех ежегодно выдаваемых в США патентов. На две страны — Японию и Германию приходится более 60% выданных патентов, на четыре (включая Францию и Великобританию) — 70%. Основной структурный сдвиг последних десятилетий — увеличение патентования из стран Юго-Восточной Азии, особенно Тайваня и Южной Кореи. За 1963—1985 гг. Тайвань получил всего 568 американских патентов, за 1985—1995 гг. — 9000, а за следующие три года — еще 7000 патентов.

Южная Корея располагала к 1985 г. всего 172 американскими патентами, а в следующие 13 лет получила 11 тыс., патентуя больше, чем Тайвань и Канада, и заняв таким образом 5-е место в ряду крупнейших патентователей. Крупными патентователями являются также корпорации Швеции и Нидерландов, регистрирующие более 1 тыс. патентов в год.


8232243999849053.html
8232297366601820.html
    PR.RU™