ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Предыдущая1234567891011Следующая

В.А. Дереча, Л.В.Зубова

МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ В

КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Учебное пособие для студентов

факультета клинической психологии

Оренбург - 2013г.

УДК 159.9 (075.8)

ББК 88.48я73

Д 36

Рекомендовано РИС ОрГМА в качестве учебного пособия по дисциплине «Методология исследования в клинической психологии» для студентов, обучающихся по специальности 030401.65 – Клиническая психология

Рецензенты:

И.А.Чайковская,кандидат психологических наук, доцент

Л.В.Маликов,кандидат психологических наук, доцент

Д 36Методология исследования в клинической психологии: учебное пособие/

В.А. Дереча; ГБОУ ВПО ОрГМА Минздрава РФ. – 86с.

В учебном пособии излагаются научные направления клинической психологии, её теоретические основы и методологические принципы; объект и предмет клинической психологии – как самостоятельной науки о психологическом здоровье человека, его адаптационных возможностях и о научно-исследовательских подходах к познанию психических процессов, свойств, состояний и поведенческих стратегий; методологические проблемы психологического воздействия (коррекция и психологическая терапия); стратегия развития общей теоретической концепции новой специальности; междисциплинарный и интегративный характер; роль клинической психологии в инициации и разработке фундаментальных общепсихологических проблем.

Предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Клиническая психология», а также для врачей любых клинических специальностей, для работников отраслей образования, социального развития и чрезвычайных ситуаций.

УДК 159.9 (075.8)

ББК 88.48я73

Д 36

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ…………………………………….
ГЛАВА 2.НАУЧНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ……………………………………………………………
ГЛАВА 3. ПРЕДМЕТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
3.1.Психические процессы…………………………………………………
3.2.Психические свойства………………………………………………….
3.3.Психические состояния………………………………………………...
3.4.Поведенческий анализ и поведенческий профиль…………………...
3.5.Регистры психических расстройств…………………………………...
ГЛАВА 4. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
4.1.Биопсихосоциальный подход к исследованиям в клинической психологии…………………………………………………………………
4.2.Методология патопсихологических исследований…………………..
4.3.Методология нейропсихологических исследований……………….
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 Вопросы для самоподготовки……………………………………………...
ПРИЛОЖЕНИЕ №2 Обучающие тесты (в электронном варианте) по дисциплине «Методология исследования в клинической психологии» (150 тестов)..
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА………………………………….



ВВЕДЕНИЕ

Греческое слово methodos (метод) обозначает способ – способ познания, исследования, действия. Иначе говоря, метод – это приём или образ действия, но точнее – именно способ.

Методика представляет собою совокупность методов, т.е. приёмов, способов выполнения какой-то работы, её технологию и пути достижения цели.

Методология – «наука о методах» (дословно), т.е. это учение о теоретических основах и принципах построения методов и методик какой либо науки, в данном случае – клинической психологии.

Как возникла методология вообще?

1.По мере развития трудовой деятельности людей появилась необходимость обучения, т.е. изучения труда, орудий производства и техник пользования ими. Всё это породило теорию предметной трудовой деятельности, сначала – чисто практической деятельности (но - теорию: что как держать, и чем как орудовать).

2.Обособление воображения умственных операций, т.е. составление плана деятельности (бизнес - план), этапов, последовательности, выбор более эффективных средств и способов достижения цели.

3.Философское осмысление определённого вида деятельности (т.е. клиническая психология), рефлексия и формулировка системы принципов и правил познания и действий (в сфере клинической психологии), своего рода законов, базисных положений.

Понятие методологии становится более доступным при его сопоставлении с понятиями теории и практики.

Практика – навыки и умения выполнять ту или иную работу.

Теория – научные положения, возникающие на основе обобщения опыта, выводимые из практической деятельности.

Методология в свете понятий теории и практики – это способы достижения определённых знаний, структурирование знаний, выделение самых новых и самых основополагающих. А.Эйнштейн: в научном исследовании (включая диссертации) самое важное – это не полученные (найденные) закономерности, а способы их нахождения. Иначе говоря, каждое научное исследование должно составить методологию: как проводить наблюдение, эксперимент, моделирование, анализ результатов, их математическую обработку, научную оценку и т.д. (в т.ч. в дипломных работах), далее – как интерпретировать полученные научные данные и положения, в сопоставлении с теми идеями, которые фигурировали в качестве гипотезы, какие из них получили подтверждение и выносятся на защиту.

Главное предназначение принципов методологии заключается в том, чтобы на их основе возможно было бы сравнение результатов исследования разных авторов, чтобы их исследования соответствовали общим правилам и чтобы можно было данные результаты перепроверить т.е. можно было бы повторно исследовать, уточнить, проверить. Таким образом методология – это единство методов, практики и теории, как основных положений, организующих деятельность специалиста.

Цели и задачи дисциплины:

Цели обучения:

-Усвоение теоретических основ и научных направлений клинической психологии.

-Изучение методологических проблем клинической психологии, предмета и объекта исследования в клинической психологии.

-Овладение методологическими принципами клинической психологии и путями решения её методологических проблем.

Задачи:

-определение понятий методика, метод, методология

-изучение истории возникновения науки методологии

-определение основных методологических проблем клинической психологии

-изучение методологических принципов клинической психологии

-изучение развития методологических принципов клинической психологии в рамках научных направлений клинической психологии

Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Методология исследования в клинической психологии» является базовой и относится к профессиональному циклу (С.3) дисциплин ФГОС по специальности «Клиническая психология» высшего профессионального образования. Изучается в 4-м семестре, представляет собою целостный модуль, состоящий из 10 разделов (тем):

-Развитие методологии научных исследований в клинической психологии

-Развитие теорий личности и их значение для разработки научных основ клинико-психологической диагностики и вмешательства

-Нарушения психических процессов и личности при различных психических расстройствах, общая и частная патопсихология

-Роль нейропсихологии индивидуальных различий человека в клинической психологии

-Междисциплинарные связи нейропсихологии: нейронауки, информатика, лингвистика

-Психологические проблемы телесности

-Генезис, структура и функции психосоматических явлений в процессе онтогенетического развития, а также при различных формах телесной и душевной патологии

-Закономерности нарушений психической деятельности в онтогенезе

-Проблемы и методы психологической диагностики нарушений психического развития и отклоняющегося поведения

-Теоретико-методологические основы психологического вмешательства

Изучение дисциплины завершается сдачей зачёта в 4-м семестре. Изучение данной дисциплины необходимо для формирования у студентов понимания нормы и патологии в психике, для понимания психологии больного человека. Особенностью дисциплины «Методология исследования в клинической психологии» состоит в том, что она формирует и развивает профессиональное мышление и профессиональное мировоззрение, способствует усвоению и применению на практике основополагающих теорий и методологических принципов науки клинической психологии. Данная дисциплина важна также для целенаправленного личностного роста студента и организации его самостоятельной работы по приобретению специфических личностных профессиональных свойств.

Подготовка студентов по дисциплине «Методология исследования в клинической психологии» осуществляется на основе преемственности знаний, умений и компетенций, полученных в период изучения дисциплин «Общая психология», «Психодиагностика», «Экспериментальная психология», «Дифференциальная психология», «Психические состояния».

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

- основные научные направления и этапы развития методологии исследования в клинической психологии; цели, предмет и методы исследования, методологические принципы и проблемы клинической психологии

Уметь:

-использовать теорию на практике: организовывать обследование больных и проведение психологических вмешательств с использованием и на основе определённых методологических положений

Владеть:

-основными методологическими принципами клинической психологии, теоретическими подходами к решению методологических проблем клинической психологии.

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Л.С. Выготский [4] называл методологию хребтом, костяком, скелетом науки.

К.К. Платонов [17] к методологии относил знания о познаваемом предмете (в данном случае о – клинической психологии), о терминах, понятиях, явлениях, их сущности.

В общей психологии в качестве основных методологических вопросов можно обозначить диаду «мозг и психика», «тело и душа», «био-психо-социальное», «деятельность и сознание», «личность и поведение», «чувства и разум».

Это типичные методологические диады, наряду с которыми существуют также методологические мониды: например, что такое эмоции? Можно изучать, например, депрессию, выявлять признаки изменённого настроения и измерять степень их выраженности и всё это относится к понятию «метод исследования». Если же при этом ставится вопрос о выяснении сущности эмоций, то такая постановка вопроса будет относится уже к сфере методологии. Примером вопроса о методологии является также проблема сущности сознательного и бессознательного.

Для клинической психологии очень важны, например, такие методологические категории как норма и патология, здоровье и болезнь, адаптация - дезадаптация, внутренняя картина болезни – внутренняя картина здоровья, психотическое – непсихотическое, психика – соматика (психосоматика), модели болезни, этиология и патогенез (психогенез), личность и болезнь.

Как видно, методологию можно считать мировоззрением науки. Для нас с вами – это научное мировоззрение клинического психолога, как профессионала.

Для формирования именно научного мировоззрения (а не обывательского, религиозного, мистического, сектантского, магического) необходимо знание принципов научного познания:

1.Принцип объективного исследования психики состоит в обнаружении, выявлении и доказательстве наличия тех или иных особенностей в психических процессах, свойствах, состояниях и поведенческих паттернах. Их объективные признаки проявляются в поведении, в деятельности. Недопустима субъективная психологизация, т.е. бездоказательные домыслы.

2.Принцип детерминизма, т.е. причинной (каузальной) обусловленности психический явлений.Это значит, что необходимо учитывать зависимость психических феноменов от ряда факторов, которые участвуют в формировании данных феноменов: наследственное отягощение, предшествовавшие поражения центральной нервной системы, сопутствующие соматические болезни, а также жизненные ситуации, стрессы, влияние среды, межличностных отношений и т.п. По преобладанию факторов выделяют биологической детерминизм, психологической, социальной, а в целом – биопсихосоциальной.

3.Принцип системности: отдельные аспекты психики не являются изолированными, а входят в единую целостную систему (познания и организации поведения). Психика – это система (функциональная) сверхсложная, открытая, саморазвивающаяся, самосовершенствующаяся.

В свою очередь, психика входит в целостный организм человека и связана не только с головным мозгом, но и с каждой подсистемой тела (психосоматика - соматопсихика). С принципом системности, в свою очередь, тесно связаны принципы структурности психики (элементы, блоки, подсистемы) и функциональности (любой компонент психики имеет свою функцию). В организме человека, как сверхсложной психосоматической системе, самой сложной подсистемой является психика, а в ней самой сложной «подподсистемой» является блок личности.

4.Принцип динамического изучения психики заключается в исследовании развития и динамики психических процессов, свойств и состояний с учётом возрастных периодов и с учётом всевозможных отклонений вследствие воздействия различных патогенных факторов. Наиболее значимо применение данного принципа при работе с детьми. Любая детская психическая патология должна рассматриваться не только в аспекте клинических симптомов и синдромов психических расстройств, но в аспекте такого как данная патология сказывается на психическом развитии ребёнка. Вследствие этого в клинической психологии выделяют относительно самостоятельные такие её разделы, как детская психология, психология несовершеннолетних, геронтологическая психология (психология старения).

Главное – всегда понимать, что любые психические свойства, состояния, процессы, поведенческие паттерны – это не застывшие феномены. Все они изменяются то медленнее, то быстрее. Даже, когда мы говорим об инертности или об остаточных явлениях (например, после черепно-мозговой травмы), – эти изменения имеют свою динамику и в патогенетических механизмах и в клинических проявлениях. Тем более принцип динамичности относится к личности. Она должна быть особенно способной к изменениям (при сохранности своего стержня).

5.Принцип понятности и объяснимости появления тех или иных психических явлений, изменений, симптомов, синдромов.

Существует понятность психологическая (психологическая выводимость, механизмы психогенеза), а есть понятность и объяснимость патогенетическая (с учётом результатов исследования мозга, организма и т.д.). До тех пор, пока какие-то психические явления, способности не понятны и не объяснимы, они не могут считаться доказанными.

6.Принцип взаимодействия личностных и ситуационных факторов.Известночто вразных ситуациях одна и та же личность может повести себя по-разному, в зависимости от складывающихся обстоятельств. Поэтому при изучении пациента (особенно в процессе экспертиз) важно учитывать наряду с особенностями личности также факторы ситуации и их психологическую значимость для данного человека, отношение к ним личности и её реакцию в целом на ситуацию, включая жизненную «ситуацию болезни».В данном случае проявляется также принцип личностного подхода - К.К.Платонов [17].

7.Принцип историзма: все феномены, процессы, свойства, состояния и связи между ними имеют свою историю, начало, развитие, своё прошлое и будущее (прогноз). Принцип историзма является важным компонентом в мышлении клинического психолога – психодиагностическом, психокоррекционном, реабилитационном, психопрофилактическом.


8231008196603467.html
8231098658291317.html
    PR.RU™